Что такое аюрведа: принципы и основы

Основные принципы аюрведы

Поскольку аюрведическая практика сложна для восприятия, начинать с ней знакомство нужно с базовых принципов. Аюрведическое мировоззрение базируется на следующих аксиомах:

  • природа и человек взаимосвязаны. Практики аюрведы не противопоставляют материю и дух. В теле человека заключены вода, земля, огонь, воздух и эфир. Человеческое тело сопричастно процессам, которые происходят в природе. Задача целителя – найти гармонию между природой и человеком, затем назначить подходящее лечение;
  • пища определяет самочувствие. Согласно брахманам, все вкусы состоят из элементов. К примеру, сладкий вкус объединяет в себе землю и воду. Горький – воздух и эфир. Если человек злоупотребляет одним из вкусов, он наносит вред организму. Чтобы наладить здоровье, человеку нужна пища из определенных элементов;
  • каждый организм требует индивидуального подхода. Аюрведа не преподносит универсального подхода, который поможет всем людям. Целитель должен уметь находить подход к каждому больному, исходя из его особенностей;
  • самонаблюдения и рефлексия способствуют выздоровлению. Диета не лечит человека, если он не слышит и не чувствует своего тела. Для того, чтобы прийти в гармонию с природой, надо осознать свое место в ней. Под самонаблюдением понимаются отслеживание своего настроения и физических ощущений;
  • состояние организма и состояние души взаимосвязаны. Аюрведа учит, что пищеварение – это один из ключевых процессов в организме. Если мы потребляем пищу, которая состоит из нужных нам элементов, то чувствуем легкость. Дисгармония приводит к постепенному разрушению тела и ослаблению иммунитета;
  • в основе здоровья лежит умеренность. Согласно аюрведе, основная проблема человека заключается в том, что ему сложно прочувствовать меру. Если мы перегружаем свое тело изнурительными тренировками или забрасываем его, оно начинает бунтовать. Поэтому залогом здоровья является «командная» работа души и тела и преодоление противоречий.

Аюрведические процедуры направлены на то, чтобы человек нашел «дорогу» к своему телу. Это означает, что аюрведические практики ставят своей задачей просвещение человека. Чтобы добиться оздоровления своего тела, важно преобразиться изнутри и понять свои ошибки.

Аюрведа сегодня

В XVII в. хирурги Ост-Индской компании обучались у аюрведистов искусству ринопластики. В XVIII-XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками.К середине XX в. традиционная индийская медицина приобрела популярность на Западе, к концу XX в. в России.

В Соединенных Штатах аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Герсоном (Scott Gerson)); в Израиле — в колледже Ридман (Reidaman college, основан Салли Ридман). Студенты учатся в течение 4-ех лет, изучая в том числе и аллопатическую медицину. По окончании обучения проводится стажировка в Индии.

Базовые процедуры аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. А некоторые её направления и методы, такие, как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику.В настоящее время в Индии, помимо европейской медицины, распространены традиционные системы Унани, Сиддха, Эмчи.

Все эти школы имеют много общего с Аюрведой.Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов.

Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы.

Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах.

Предлагаем ознакомиться  Расклад «Кельтский крест»: описание и пример

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей:

  • Внутренняя медицина — Kayachikitsa
  • Хирургия — Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности.

В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры.

Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. 

  • Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты. 

  • Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra
  • Токсикология — Agada Tantra
  • Очистка генетических нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие — Rasayana Tantra (расаяна)
  • Духовное лечение (психиатрия) — Bhuta Vidya, (Йога)

История аюрведы

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах, больше всего в последней из четырёх Атхарваведе. Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь.

Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана», карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной болезни.

В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи . Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика.

Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелетаВ Яджурведе упоминаются четыре сока человеческого тела. Буддистские источникиПервые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. до н. э.

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов:

  • Чарака-самхита, (150 г. н. э.) (в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность).
  • Сушрута-самхита, (350 г. н. э.) (в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа)
  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к 1000 г. н. э.

Предлагаем ознакомиться  Ноги тяжелые не идут

Как оценить квалификацию современного врача?

Несомненно, врач Аюрведы должен быть хорошо образован.

В идеале, он должен пройти в течение 5-ти с половиной лет профессиональное обучение в одном из 236 аюрведических ВУЗов Индии, а также получить диплом B.A.M.S (Bachelor of Ayurvedic Medicine and Surgery) – бакалавра аюрведических наук.

Плюс к этому, чтобы называться Доктором, этот врач должен пройти дополнительное 3,5-летнее образование, защитить научную работу и получить степень, эквивалентную нашему кандидату медицинских наук.

Обычно эти такие специалисту не только ведут медицинскую практику, но и преподают в специализированных ВУЗах, которых в нашей стране пока, к сожалению, нет.

Доктор Аюрведы — это официальное понятие, которое даётся только после длительного и серьёзного медицинского обучения.

Настоящих докторов Аюрведы в России, увы, не много.

Рекомендуем посетить консультацию доктора , если:

  • у вас или у вашего ребенка проблемы со здоровьем, которые не может решить традиционная медицина;
  • вы готовитесь к зачатию и беременности и хотите получить консультацию у опытного специалиста;
  • вы хотите пройти панчакарму;
  • вы хотите получить индивидуальные рекомендации по питанию и образу жизни.

Каким образом лечит аюрведа?

Современная медицинская диагностика достигла необычайных высот, а вот арсенал лечебных аюрведических практик остается таким же, как и в далеком прошлом.

Лечение и профилактика в аюрведической медицине направлены на восстановление баланса дош и установление гармонии в теле пациента, что способствует освобождению от многих заболеваний.

Аюрведа практикует всесторонний подход к лечению, поэтому аюрведические врачи обычно используются такие назначения, как:

  • режим дня и физических нагрузок;
  • натуральные аюрведические препараты;
  • масла, масляные процедуры и массажи;
  • аюрведическая детоксикация — панчакарма.

Личность врача в аюрведе

Аюрведа сравнивает врача с воином.

Согласно канонам, арсенал аюрведического доктора должен быть необычайно широк.

Как воин, владеющий многими видами оружия, будет наиболее эффективен в сражении, так и врач, обучившийся многим методам лечения, быстрее победит болезнь.

Вайдья очень хорошо должен знать принципы питания и образа жизни, которые необходимо назначать пациенту в соответствии с его типом конституции, возрастом, местом проживания и возможными недомоганиями.

Он должен владеть наукой мармавидьи (искусством воздействия на точки) и обладать совершенными знаниями в лечении травами и минералами.

Но, являясь кшатрием в сражении с болезнями, врач обязан быть брахманом в деле просвещения людей и в духовной практике, то есть праведным и чистым человеком, владеющим элементами йоги и методами медитации.

Он должен посвятить себя поиску истины и состраданию и относиться к каждому живому существу с любовью.

Подходы аюрведы к лечению болезней

Аюрведическая медицина с древних времен исповедует холестический (целостный) и, в то же время, индивидуальный подход к человеку.

С её точки зрения, ни одна болезнь не может протекать одинаково у разных людей, поэтому врачам предписывалось лечить пациента, а не его недуги.

Согласно учению Аюрведы, любое заболевание (особенно хроническое), появляется из-за нарушения баланса дош в организме человека и рассматривается как системный сбой, возникающий в результате поражения многих органов.

Поэтому аюрведический доктор должен был знать все разделы медицины и уметь помогать любому пациенту независимо от того, старик это или ребёнок, мужчина или женщина, страдает ли у него сердце или желудок.

Предлагаем ознакомиться  Значение и характеристика имени Офелия

Кроме того, врач никогда не строил отношения с пациентом по принципу: «Я лечу, а ты все принимаешь без обсуждения», напротив, он показывал дорогу к исцелению и помогал сделать первые шаги.

Основной же путь должен был пройти сам пациент, строго следуя предписаниям вайдьи.

Суть исцеления — это объединение

Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни — вот то, чего недостает современной медицине. Эти понятия не являются догмой, не навязывают другим какой-либо руководящей идеи, воли или дисциплины. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление.

Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, нескольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла. Мы попадаем в сети скуки, ищем внешние стимулы, и нет практически ничего, что питало бы наши сердца.

Аюрведа не может принять медицину вне религии. С точки зрения ее древней, освященной веками традиции это было бы равносильно лечению без любви. Однако это не значит, что Аюрведа стремится навязать кому-либо свою форму религиозности. Вместе с натуропатическими способами и средствами лечения она дает нам методы Йоги, которые могут быть приспособлены к любой форме религиозной или духовной жизни, а также и к отсутствию такой формы. Аюрведа передает нам милость Божественной Матери, которая является матерью исцеления.

Религиозная традиция Индии красива. Это не столько организованная религия, сколько духовный источник, раскрывающий самые разнообразные подходы к истине, чтобы любой человек мог найти то, что для него необходимо и особенно значимо. Она ничего не отвергает и ни на чем не настаивает, уважая божественную природу и свободу каждого человека.

Болезнь является если не признаком духовного кризиса или изменения, то по меньшей мере некой духовной возможностью. Согласно Упанишадам, болезнь — высшая форма аскетизма (тапаса), при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь.

Типы человека по аюрведе

Индийская медицина аюрведа содержит представление о типах человека на основании жизненной энергии. Три типа доши определяют три типа человеческого тела.

Этапы становления

Индийская аюрведа считается «законсервированным» подходом к исцелению человека. Однако в первом тысячелетии до нашей эры она претерпевала большие изменения. Перемены сосредоточены вокруг нескольких важных событий:

  • аюрведа распространяется в контексте ведической культуры из Индии в восточные регионы (вплоть до Индонезии);
  • аюрведа проникает в Грецию, которые поспособствовали появлению схожей системы знаний у эллинов;
  • ознакомление буддистов с принципами аюрведы. Монахи внести изменения в аюрведу и дополнили ее новыми принципами;
  • влияние на тибетскую, бирманскую и китайскую культуру. Благодаря аюрведе медицина в Китае расширила свои представления о телесном и духовном в человеке.

Успешная «популяризация» аюрведических принципов придала этому направлению космополитический статус. Благодаря доступности этого знания, оно продолжает пополняться новыми открытиями. Но несмотря на прогресс, основы аюрведы остаются незыблемыми, что делает их уникальным феноменом современности. Аюрведа в Индии –  это свод писаний, которые каждый целитель практикует по-своему.

Заключение

Ама — это тоже анартха, потому что анартха значит что-то нежелательное. Пороки, недостатки, которые коренятся глубоко в сознании, впоследствии проявляются на физическом плане в виде амы или болезней.

Одно из условий, которое ставится в Аюрведе с тем, чтобы лечение проходило успешно, — человек должен в это верить. Он должен твердо верить либо в сам метод лечения, либо во врача, либо в самого себя. У него обязательно должна присутствовать вера в то, что он делает. Он должен подходить к этому с уверенностью, тогда лечение будет гораздо более эффективным.

Оцените статью
Знаки космоса
Adblock detector