Историческая Русь — LiveJournal

Содержание
  1. . Какие случаи написания начальных гласных являются предпочтительными в древнерусском языке?
  2. . В каких словах ъ представлен в сильной позиции?
  3. . В каком случае в корне слова правильно употреблены гласные, соотвествующие современному «е»?
  4. . Укажите слова, в которых нарушаются законы строения слога в старославянском языке:
  5. . В каком падеже употреблены подчеркнутые слова «Ты, отче патриарх, вы все, бояре, Обнажена душа моя пред вами. «(Пушкин)
  6. . Укажите чередования в русском языке, возникшие в результате процесса воздействия j на предшествующий согласный:
  7. . Укажите восточнославянские формы в ряду следующих чередований:
  8. . В каком фрагменте и в каких народных пословицах содержится местоименная форма прилагательного:
  9. . Укажите восточнославянские формы в ряду следующих чередований:
  10. . Дайте современные числовые значения следующих древнерусских числительных:
  11. Какими фонетическими процессами обусловлены современные чередования безударных гласных в корнях зар-зор, гар-гор, лаг-лож?
  12. Старейшим глаголическим памятником из нижеперечисленных является
  13. Укажите, какие из нижеперчисленных Евангелий являются апракосами (недельными), а какие четвероевангелиями:
  14. Графика
  15. Дополнительные задания
  16. Задания по морфологическому анализу текста
  17. Задания по фонетическому анализу текста
  18. Закономерности слогообразования.
  19. Примечания
  20. Словарь к тексту
  21. Тесты для предварительной подготовки к лингвистическому анализу старославянского текста

. Какие случаи написания начальных гласных являются предпочтительными в древнерусском языке?

а)
агн#
б) «гн#
в) ~леи
г) олеи д) «зва
е) азбука

. В каких словах ъ представлен в сильной позиции?

а)
квасъ б) дъждь в) бъчька г) къзни д)
пътеньць

12.
Укажите слова, в которых  Ь находится
в сильной позиции:

а)
тьма б) бисьръ в) мьчьта г) бръвь д)
вьсьма

13.
 Укажите ряд, который состоит из слов,
имеющих чередования, возникшие в
результате I и II палатализации заднеязычных:

а)
коузникъ – коузнечик – коузница

б)
ликъ – личьный – лицо

в)
светить – свеча – освещение

г)
княгыня – княжеский – князь

14.
 Отметьте лишнюю пару в ряду слов с
историческим чередованием:

а)
поведать – повесть

б)
мету – мести

в)
волк – волчица

г)
сесть – сяду

. В каком случае в корне слова правильно употреблены гласные, соотвествующие современному «е»?

а)
qìåðú
б) qìüðú
в) qìhðú
г) äåíü
д) äüíü

12.
Установите правильные соответствия
корней слов из индоевропейских языков
и русского языка на основании чередований,
вызыванных утратой носовых гласных:

а)
лат. menta

б)
лат. angulus

в)
др. сканд. kuning

г)
лит. zambas

д)
нем. gans

а)
угол

б)
князь

в)
мять

г)
ангел

д)
зуб

е)
гусь

ж)
зоб

з)
жаба

и)
мята

к)
куница

13.
Укажите из нижеперечисленных слова,
имеющие неполногласные
соответсвия
в старославянском языке:

а)
золото б) воробей в) ворона г) положить
д) колодец е) здоровье

14.
Укажите старославянские
по происхождению слова:

а)
ладья б) раб в) лодка г) робкий д) рост
е) расти ж) равный

з)
ровный и) роспись

15.
Укажите слова, которые имеют фонетические
признаки старославянского языка:

а)
работа б) ворота в) вождение г) освещение
д) жаждать е) страж ж) грущу

16.
Из нижеперечисленных укажите только
те чередования, которые возникли в
результате палатализации заднеязычных
согласных:

а)
князь-княгиня-княжеский

б)
носить-ноша

в)
страх-страшный

г)
ученик-ученица

д)
могу — мочь

. Укажите слова, в которых нарушаются законы строения слога в старославянском языке:

а)
еvггели#
б) сквръна
в) межда
г) кръвь
д) нмати
е) «äú
ж) чрьвь

з)
гыбокъ з)
хытръ и)
херовимъ
к) õûmåíè~

15.
Укажите заимствованное в данном ряду
слово старославянского языка, греческое
происхождение которого определяется
по иным фонетическим приметам, чем все
остальные:

а)
гений б) гимн в) февраль г) кит д)
архиерей

16.
Укажите
заимствованное в данном ряду слово
старославянского языка, греческое
происхождение которого определяется
по иным фонетическим приметам, чем все
остальные:

а)
ангел б) аэро в) февраль г) евангелие д)
философ

. В каком падеже употреблены подчеркнутые слова «Ты, отче патриарх, вы все, бояре, Обнажена душа моя пред вами. «(Пушкин)

а)
родительном б) именительном в) звательном
г) местном

16.Отметьте в
следующих сочетаниях древнерусские
именные прилагательные:

а)
домъ каменъ б) молитва добрая в) часъ
близок г): детемъ малымъ

д)
святый владыко

17.
Отметьте в следующих сочетаниях
древнерусские именные прилагательные:

а)
новъ городъ б) добра жена в) синее море
г) добраго коня д) большаго дома

. Укажите чередования в русском языке, возникшие в результате процесса воздействия j на предшествующий согласный:

а)
суд – осуждение

б)
светить – свеча

в)
выместить – вымещать

г)
сяду – сесть

д)
тоска – тощий

. Укажите восточнославянские формы в ряду следующих чередований:

а)
родить – рожать – рождение б) вождь –
водить – вожатый

. В каком фрагменте и в каких народных пословицах содержится местоименная форма прилагательного:

а)
«Дремлеть въ поле Ольгово хороброе
гнездо..» (Слово о полку Игореве).

б)
«Мал мала меньше»

в)
«На утешение мъногамъ душамъ крестианскамъ»
(Остр. ев.)

г)
И бе у него сынъ красенъ лицемъ и душею»
(Лавр. лет.)

Предлагаем ознакомиться  Менять цвет волос и прическу

д)
«Не по хорошу мил, а по милу хорош».

. Укажите восточнославянские формы в ряду следующих чередований:

а)
расти – вырос – выращивать б) осветить
– освещать – свеча

19.
Дайте соответствие ряда чередований
наименованию фонетического процесса,
его обусловившего:

а)
прясть-пряду

б)
пряду-пряжа

в)
падать-упасть

г)
пригодный-пригожий

д)
осадок-сажа

е)
земля-земельный

ж)
спать-уснуть

а)
воздействие последующего j

б)
упрощение групп согласных

в)
палатализация заднеязычных

20.
Дайте соответствие ряда чередований
наименованию фонетического процесса,
его обусловившего:

а)
носить-ноша

б)
восторг-терзание

в)
корабль-корабельный

д)
мести-мету

е)
ухо-уши

ж)
сапог-сапожный

а)
палатализация заднеязычных

б)
воздействие последующего j

в)
упрощение групп согласных

. Дайте современные числовые значения следующих древнерусских числительных:

а)
«Сице же пребысть двh
на дес#те
лhтh
(Усп. сб.)

б)
дъвою на
дес#те
локътоу
(Усп. сб.)

в)
дъвhма
дес#тьма
и четырьми старьць
славимъ (Усп. сб.)

г)
съ сътъмь и
п#тию
дес#тъ
оць (Усп.
сб.)

д)
«Възьмъ епифанъ срhбра
чисм#
до тыс#ща
и п#ти
сътъ литръ
(Усп. сб.)

е)
Полъ четверъта
сорока бhлкh
(Акты юр.)

20.
Дайте современные числовые значения
следующих древнерусских числительных:

а)
«Възьмъ епифанъ срhбра
чисм#
до тыс#ща
и п#ти
сътъ литръ
(Усп. сб.)

б)
«Соут и ини манастыри по дъвhма
сътома и по
трьмъ сътомъ
доушь» (Усп. сб.)

в)
Слоуживъшю емоу у стого И»кова
полъп#тадьс#тъ
лhтъ»
(Новг. I лет.)

г)
Пришли бо б#хоу
въ полоушестадьсятъ
шнекъ (Новг. I лет.)

д)
Таковh
(церкви) не было во всеи Псковской
волости о полътретюдесяти
углах (Псковс.
лет. I)

е)
Даша мастеромъ мзду дhла
полдевятадесятъ
рублевъ (Псков. лет. I).

21.
Укажите название формы глагола прошедшего
времени древнерусского языка, сохранившейся
в пословице
«Одним махом семерых побивахом»?

Какими фонетическими процессами обусловлены современные чередования безударных гласных в корнях зар-зор, гар-гор, лаг-лож?

а)
процессом падения редуцированных в
старославянском языке

б)
процессом падения редуцированных с
древнерусском языке

в)
праславянскими количественными
чередованиями

г)
праславянскими качественными чередованиями

5.
Укажите
чередования современного русского
языка, обусловленные утратой дифтонгических
сочетаний в праславянском:

а)
петь-пою б) открыть-открою в) зову- звать
г) ковать-кую д) посылать-посол

е)
бить-бой ж) ждать-ожидать д) гнить-гной

6.
Укажите
чередования современного русского
языка, обусловленные утратой носовых
гласных в праславянском языке:

а)
взять-взимати б) надути-надменен в)
мять-мну г) плен-полон д) начать-начинать
е) клять-кляну.

7.
Отметьте современные чередования,
доказывающие наличие носовых гласных
в праславянском языке:

а)
звон-звук-звенеть-звякать б)
пророк-предрекать-реку-прорицать в)
петь-пою-поет-поющий г)
память-поминать-помнить-помянуть

8.
Укажите слова, в которых в старославянском
языке были носовые гласные:
а) взять б) звук в) кровь г) мох д) память

9.
В каких словах старославянского языка
на месте о и е писались ú
и ü?

а)
мох б) лето в) хлеб г) зов д) день

10.В каких словах
старославянского языка на месте е
писался h?

а)
бег б) день в) мех г) белый д) пень

Старейшим глаголическим памятником из нижеперечисленных является

а)
Пражские отрывки

б)
Киевские листки

в)
Ассеманиево евангелие

г)
Синайская псалтырь

д)
Мариинское евангелие

7.
Из
нижеперчисленных укажите древнейший
кириллический памятник:

а)
Киевский миссал

б)
Остромирово евангелие

в)
Чудовская псалтырь

г)
Енинский апостол

д)
Добруджанская надпись

Укажите, какие из нижеперчисленных Евангелий являются апракосами (недельными), а какие четвероевангелиями:

а)
Мариинское

б)
Зографское

в)
Остромирово

г)
Мирославское

Графика

1.
Дайте общее
название следующих старославянских
букв ^,
q,
~,
|,
>

2.
Укажите
старославянские слова, которые состоят
из 4 букв:

а)
доуша
б) вождь
в) градъ
д) мошть

3.
Определите
принцип объединения букв в строке и
укажите лишнюю:

а)
#
б) @
в) ú
г) ü
д) ¿
е) h
ж) û

4.
Определите
принцип объединения букв в строке и
укажите лишнюю:

а)

q б) m
в)#
г) ^
д) |
е) ~

5.
Определите
принцип объединения букв в строке и
укажите лишнюю:

а)
¼
б) w
в) u
г) k
д) m
е) f

6.
Какие из
следующих слов по графическим приметам
являются заимствованными в старославянском
языке?

а)
¾hëî
б) ¼алтирь
в) тьшта
г) философъ
д) алekанъдръ

Дополнительные задания

  1. Рассмотрите,
    как образовалось современное наречие
    обратно, каково его значение. Почему
    ненормативны встречающиеся в современном
    просторечии выражениядождь обратно
    пошел, телефон обратно звонит
    и т.п.
    В чем можно видеть сходство в семантическом
    развитии наречийопятьиобратно?10Свои выводы и наблюдения оформите в
    виде заметки, небольшой статьи.

  2. В
    следующем отрывке: «и
    понесоша # в лодьи, они же сhд#ху в
    перегъбhхъ
    ,
    в великихъ сустугахъ
    горд#ще с#…»
    — определить исторические корни
    выделенных слов. Подробнее см.11.

  3. Прочитайте
    в книге А.С.Львова «Лексика Повести
    временных лет» (М., 1975) о древнерусских
    словах из области военной терминологии:
    дружина,
    вои, пълкъ, отрокъ, гридь
    и др. (с. 278–292). Какова судьба этих слов
    в истории русского языка; какие
    семантические изменеия претерпели эти
    слова? Понаблюдайте за употреблением
    этих слов в «Мести Ольги» и других
    отрывках из «Повести временных лет».

  4. Объясните,
    каковы были те устные основы, на которых
    зиждилось своеобразие «Повести временных
    лет» как памятника русского языка. В
    каком типе речи в первую очередь
    сказывается влияние устного языка.
    Ср., летописец пользуется поговорками:
    аще
    с# въвадить волкъ в овцh, то выносить
    все стадо; загадками:
    вы
    же рьцhте не едемъ на конh(х) ни пhши
    идемъ. Приведите
    в доказательство свои примеры из текста.

  5. Какие
    обычаи, обряды, нормы древнерусской
    жизни отражены в следующих выражениях:
    и
    понесоша » в лодьи…
    и принесоша » на дворъ к Ользh, несъше
    вринуша е въ «му и с лодьею. (Ср.
    несение сватов в ладьях — это свадебный
    обряд, так же как и похоронный. «Мудрая»
    Ольга под видом свадебного обряда
    справляет обряд похорон. Традиционный
    обряд погребения в ладье подтвержден
    многочисленными данными археологических
    раскопок).

Предлагаем ознакомиться  Пьяная мама по соннику. Умершая мама приснилась пьяной во сне

Задания по морфологическому анализу текста

  1. Определите,
    к каким древнейшим основам (типам
    склонения) относились следующие имена
    существительные. Приведите доказательства
    правильности ответа.


Вода, сено, дръва,
озеро, нощь, вhтръ,
волховъ, мостъ, възводь~, кн#зь, дъчерь,
сынъ, врhм#, поуть, съ з#тьмь съ Глhбомь,
съ братомь, земл#, много зла, мразъ, по
волости, вьршь, кадь ржи, дhти, пси, власть,
градъ.

  1. Определите в
    данных примерах из текста падеж
    существительных и укажите, какие формы
    являются древнейшими и какие отражают
    диалектные морфологические особенности,
    т.е. неразличение родит. и дат. падежей
    твердого варианта основ на -*ā.

^
г¨жина
д¨ни
до корочюна, вънесе в волхово, отиноудь
бе знатбе занесе, по •¨в•
днии, тои (же) весне, по» оу «коуна
дъчерь, поиде съ ростовьци и соуждальци,
тои же зиме, а на търожкоу все чело
бы(сть), послаша по кнз#, а овса по •¨i•
г¨рвнh,
а рhпh возъ по •¨в•
гривьнh,
по търгоу троупи~, по оулиц#мъ троупи~;
и тако по грhхомъ нашимъ разиде с# власть
наша.

  1. Переведите
    предложения из текста на современный
    русский язык и сделайте вывод относительно
    развития категории одушевленности для
    данного языкового периода.

Потомь
позваши и ростовьци къ собh;
а с¨нъ
оставивъ нове городh,
по»ша новгородьци оу Всhволода с¨нъ
собh «рослава; дhти сво~ да»хоуть
одьрень; не можахоу пси изhдати ч¨лвкъ.

  1. Дайте полную
    морфологическую характеристику
    прилагательных (разряд, разновидность,
    род, число, падеж) в предложениях или в
    словосочетаниях и охарактеризуйте их
    синтаксическую функцию.

Сто»ше вс#
осенина дъждева ^ г¨жина
д¨ни
до корочюна; тепло дъжгъ и бы вода велика
вельми; и паде обоихъ множество много;
а новh городh зло быс(ть) вельми; приходиша
вс# чюдьска земл#; «д#хоу люди (со)сновоую
кору и листъ липовъ и мохъ.

  1. Определите разряд
    местоимений, их грамматическую форму.
    Укажите форму имен. п. ед. ч. этих
    местоимений. Отметьте древнерусские
    формы местоимений и приведите их
    старославянские соответствия.

вс#
осенина; тои (же) весне; позваша и ростовьци
къ собе; съ дроужиною сво~ю; и постави…
противоу ~го пълкъ; и възвратис#; и биша
с#; и не при»ша ~го новгородьци нъ поуть
~моу показаша; и по»ша…
с¨нъ
собе «рослава; на тоу(же) зимоу;
пороубиша «; вс# чюдьска земл#; погоубиша
ти; много зла с# створи; все чело бы(сть);
и тhхъ при»…;
дhти сво~ да»хоуть одьрень; и тако по
грhхомъ нашимъ разиде с# власть наша.

  1. Определите класс
    глаголов. Укажите признаки, позволяющие
    отнести тот или иной глагол к определенному
    классу.

сто»ти, разнести,
морозити, растьрзати, вънести, поломити,
занести, ити, оженити с#, по»ти, позвати,
оставити, прити, быти, поити, поставити,
бити с#, пасти, одолhти, възвратити с#,
при»ти, показати, побhдити, «ти,
пороубити, приходити, оубити, створити,
за»ти, послати, коупити, «сти, дати,
поставити, наметати, моmи, изhдати,
помрети, разити.

  1. Найдите в тексте
    все формы прошедшего времени. Объясните,
    какие формы употребляются при
    повествовании, а какие при описании
    событий.

  2. Дайте полную
    характеристику причастия (залог, время,
    падеж, число, полное оно или краткое,
    от какой глагольной основы оно образовано)
    и определите его функцию в предложении.


Иде Ростовоу съ
дроужиною сво~ю а с¨нъ
оставивъ новегородh.

  1. В предложениях
    найдите наречия и установите способ
    их образования. Являются ли эти наречия
    исконными для древнерусского языка?

Задания по фонетическому анализу текста

  1. Найдите
    позиции, в которых утрачены редуцированные
    ъиьи сделайте вывод относительно действия
    закона открытого слога для данного
    языкового периода.

Вс#,
в волхово, бе знатбе, позваша, Всhволодъ,
множество, много, много зла, все, послаша,
кадь ржи, а овса по •¨г•
г¨рвнh,
пси, помроша.

  1. Распределите
    данные написания относительно следствий
    падения редуцированных: а) возникновение
    второго полногласия, б) ассимиляция
    согласных по глухости, в) стяжение
    согласных, г) смешение редуцированных
    ъ
    и ь
    и гласных полного образования, д)
    употребление редуцированных по традиции
    в этимологически сильной и слабой
    позициях.

Дъждева,
дъжгь, вельми, въ волхове, дръва, растьрза,
вънесе, в волхово, бе знатбе, вълхово,
на възводь~, мьстиславъ, дъчерь, ростовьци,
къ собе, оумерлъ, съ володимирьци, пълкъ,
съ «ропълкомь, чюдьска земл#, къ
пльсковоу, на търожькоу, вьршь, одьрень,
по търгоу.

  1. Найдите
    отклонения от исконного употребления
    букв h,
    е в следующих
    примерах из текста. Объясните случаи
    нарушения правильного написания,
    определите характер произношения
    фонемы [ě] в древненовгородском говоре.

Предлагаем ознакомиться  Сонник Овца и баран. К чему снится Овца и баран видеть во сне - Сонник Дома Солнца. Страница 2


Въ
лh(то),
въ волхове, всюде, сено, вhтръ,
•¨д•
городнh,
бе знатбе, въ нове городh,
врhм#,
одолh,
побhдиша,
глhбомъ,
чело (вм.
цhло),
тhхъ,
новhгородh,
а рhпh
возъ, дhти,
изhдати,
по грhхомъ.

  1. Объясните,
    в каких позициях развивается новый «h»
    под новоакутовой интонацией.

Всhволодъ
(ср. вьсь,
Вьсеволодъ),
форма зват. пад.
о горh
(ср. о
поле!)

  1. Найдите корень
    слова и объясните чередования в нем
    гласных и согласных.

^
г¨жина
д¨ни,
тепло, велика, разнесе, морози, иде,
Мьстиславъ, по», позваша, оумьрлъ,
постави, паде, възврати с#, при»ша,
показаша, приходиша, земл#, оубиша, поби,
по волости, вьршь, послаша, при»,
«д#хоу, не можахоу, помроша.

  1. Выделите
    старославянские и древнерусские черты.

Осенина,
до корочюна, озеро, морози, въ нощь,
растьрза, •¨д•
городнh, дъчерь, къ Володимирю, оумьрлъ,
Всhволодъ, съ володимирьци и съ
пере»славьци, пълкъ, възвратис#, въ
Новъгородъ, тои (же) осени, мразъ, по
волости, вожане, власть, градъ.

  1. Объясните, какие
    диалектные черты нашли отражение в
    тексте летописи.

Осенина,
дъжгь, оу Мирославица, на търожкоу, все
чело бысть, борисовиц#.

Закономерности слогообразования.

1.
В каких из
нижеперечисленных слов 3 слога:

а)
влъкъ
б) гръдъ
в) старьць
г) зазьрhти
д) ñh»òè

2.
Укажите, в
каких словах встречаются типичные для
старославянского языка сочетания
заднеязычного согласного с гласным:

а)
океанъ б) хытр в)
на дороге
г) ангел д) мухи

3.
Укажите, в
каких словах встречаются нетипичные
для старославянского языка сочетания
согласного с гласным:

а)
гений б) псалом в) ангел г) кыслый

4.
В каких словах
происходит нарушение закона открытого
слога?

а)
ангелъ
б) êèòú
в) @çû
г) àãí#
д) скврьна

5.
В каких словах происходит нарушение
закона слогового сингармонизма?

а)
àðõè~ðhè
б) êèòú
в)
елень г)
влъкъ д)
кыслъ

6.
В
каких словах происходит нарушение
закона открытого слога:

а)
езеро
б) влъкъ
в) @ãëü
г) елень
д)гръдъ

7.
Укажите
вариант правильного слогораздела в
старославянском слове

а)
áî-ãà-òü-ñòâî

б)
áî-ãà-òü-ñò-âî

в)
бо-га-тьство

8.
Укажите
вариант правильного слогораздела в
старославянском слове

а)
ñh»-òè

б)
ñh-«òè

в)
ñh-«-òè

9.
Укажите
вариант правильного слогораздела в
старославянском слове

а)
>÷ü-ìå-íü

б)
>-÷ü-ìå-íü

в)
>-÷ü-ìåíü

10.
Укажите
вариант правильного слогораздела в
старославянском слове

а)
ïî->-òè

б)
ïî>-òè

в)
ïî->òè

11.
Укажите
вариант правильного слогораздела в
старославянском слове

а)
~äü-áà

б)
~-äüáà

в)
~-äü-áà

12.
Какие гласные не могли находиться в
начале слова в старославянском языке?

а)
h
б) ü
в) ú
г) å
д)
è

13.
Установите количество слогов в следующих
словах:

а)
Lмлъва
б) коньць
в) ãðhшьникъ
г) @ãëü
д) qçüðh

Примечания

с¨нъ,
с¨ноу— сынъ,
сыноу

¨бъ,
¨ба— богъ,
бога

б¨ца—
богородица

д¨нь— дьнь

г¨рвнъ—
гривнъ
(денежная единица)

Словарь к тексту

Русская
земля — в
собственном смысле: Киевская область

Боуицh—
название села (вин. п.)

Св.
Георгий —
название монастыря около Новгорода


Вено
Вотское —
прописано почерком более позднего
времени, чем основной текст грамоты,
вено
— выкуп за невесту, приданое, во(т)ское
— прилагательное от географического
названия или этнонима «водь»

вира
— штраф, плата за убийство

продажа
— денежная пеня за нарушение феодальной
повинности

Тесты для предварительной подготовки к лингвистическому анализу старославянского текста

1.
Общие вопросы.

1.1.
Выберите правильные утверждения.

Старославянский
язык — это

а)
древний общий язык для всех славян

б)
древнеболгарский язык

в)
древнерусский язык

г)
язык первых письменных славянских
христианских текстов

д)
праславянский письменный язык

1.2.
Выберите правильные утверждения.

Старославянский
язык по своим фонетическим и лексическим
особенностям является

а)
праславянским языком

б)
одним из восточнославянских диалектов
славянского языка

в)
одним из западнославянских диалектов
славянского языка

г)
одним из южнославянских диалектов
славянского языка

д)
искусственным синтезом трех славянских
диалектов

1.3.
Укажите
лишние параметры в характеристике
старославянского языка:

а)
общий для всех славян

б)
только письменный

в)
устный

г)
церковный

д)
письменный и устный

1.4.
Укажите
важнейшие отличия старославянского
языка от древнерусского:

а)
наличие носовых гласных

б)
отсутствие полногласия

в)
переход начального е
в о

г)
смягчение зубных д
и т
перед j.

д)
наличие категории двойственного числа

2.
В каком
памятнике подробно описывается создание
первой славянской азбуки:

а)
Краткие паннонские жития Кирилла и
Мефодия

б)
Сказание о письменах черноризца Храбра

в)
Житие Константина

г)
Житие Климента

д)
Пространная редакция жития Святого
Константина Философа

3.
Укажите, на
территории каких славянских княжеств
проходила деятельность Кирилла и
Мефодия:

а)
Моравия

б)
Киевская Русь

в)
Паннония

г)
Болгария

д)
Македония

4.
Из
нижеперечисленных укажите кириллические
памятники:

а)
Зографское евангелие

б)
Киевский Миссал

в)
Остромирово евангелие

г)
Супрасльская рукопись

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

д)
Добруджанская надпись

Оцените статью
Знаки космоса
Adblock detector