Петров день 2020 — чего нельзя делать в праздник апостолов Петра и Павла

Почему православные постятся в среду и пятницу

Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.

^ трапеза в пятидесятницу

В Светлую Седмицу «разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В течение Пятидесятницы, т.е. от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – «совершеннее ясти» (глава 32), т.е. вареная пища с елеем. Некоторые же разрешают и на рыбу (глава 33). Безусловно рыба положена в Праздники Преполовения Пятидесятницы и Отдания Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – разрешение на вся, включая среду и пятницу.

^ пост свв. апостолов:

Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):

В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение.

Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.

В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говорится, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы – днем и вечером (например, см. о сочельнике Рождества Христова и Богоявления: «в субботу или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.

Если память такого святого (средний праздник) выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день.

Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день.

Предлагаем ознакомиться  Забыть ключи в машине

Другой чин (глава 35 и 51 частично) предполагает следующее:

Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», т.е. сырые и моченые овощи и фрукты.

В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день.

В субботу и воскресенье – две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний.

Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи.

Пост в среду и пятницу

В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.

Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.

Седмица 1-я великого поста

2 марта, понедельникВеликий канон Андрея Критского.строгий пост

3 марта, вторникВеликий канон Андрея Критского.горячая пища без масла

4 марта, средаВеликий канон Андрея Критского.сухоядение

5 марта, четвергВеликий канон Андрея Критского.горячая пища без масла

6 марта, пятницасухоядение

7 марта, субботагорячая пища с маслом

8 марта, воскресеньеНеделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.горячая пища с маслом

Седмица 2-я великого поста

9 марта, понедельниксухоядение

10 марта, вторникгорячая пища без масла

11 марта, средасухоядение

12 марта, четверггорячая пища без масла

13 марта, пятницасухоядение

14 марта, субботаРодительская суббота: Поминовение усопшихгорячая пища с маслом

15 марта, воскресеньеНеделя 2-я Великого постагорячая пища с маслом

Седмица 3-я великого поста

16 марта, понедельниксухоядение

17 марта, вторникгорячая пища без масла

18 марта, средасухоядение

19 марта, четверггорячая пища без масла

20 марта, пятницасухоядение

21 марта, субботаРодительская суббота: Поминовение усопшихгорячая пища с маслом

22 марта, воскресенье, Крестопоклонная

Неделя 3-я Великого постагорячая пища с маслом

Седмица 4-я великого поста. крестопоклонная

23 марта, понедельниксухоядение

24 марта, вторникгорячая пища без масла

25 марта, средасухоядение

26 марта, четверггорячая пища без масла

27 марта, пятницасухоядение

28 марта, субботагорячая пища с маслом

29 марта, воскресеньеНеделя 4-я Великого постагорячая пища без масла

Сплошные седмицы

По церковно-славянски «седмицей» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.

Сплошные седмицы следующие:

СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения.

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста.

СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи.

ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом).

Предлагаем ознакомиться  Именины 👼 Марины в апреле

Успенский пост

Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном.

А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся.

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апостолы.

Предлагаем ознакомиться  Православный календарь постов и трапез на 2020 год

Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апостолы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. Первосвященник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом отсек его руки. Афония раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены.

Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери.

Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

^ заключение

Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста.

Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9-го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19-20 вв.

Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцев, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени – к примеру, на ныне начавшийся Рождественский пост.

Оцените статью
Знаки космоса
Adblock detector